Независимая оценка качества образования

Принципы проведения оценки качества образования

1.Ориентация на потребности обучающегося, родителей: образовательная организация, как и любая другая, всецело зависит от своих потребителей, следовательно, она должна систематически собирать информацию о них, анализировать ее, делать обоснованные выводы о запросах потребителей и принимать соответствующие управленческие решения. Рекомендуется делить потребителей на внутренних и внешних. При делении и изучении внутренних потребителей следует не забывать о своих педагогах, интересы и потребности которых образовательная организация тоже должна учитывать и удовлетворять. Образовательная организация должна выяснять степень удовлетворенности и стремиться к ее увеличению.

2.Ведущая роль руководства: заинтересованность и приверженность руководства к управлению качеством – залог успеха. Без понимания руководителем принципов управления качеством, без использования механизмов и инструментов невозможно построение СМК. Именно от руководителя зависят условия для обеспечения качества образования, именно он нанимает педагогов для 5 ведения образовательной деятельности, именно он в конечном итоге отвечает за все, что происходит в школе. Невозможно построить СМК снизу, целевые ориентиры задаются именно руководством, именно руководитель должен включить аспекты качества в цели организации, поддерживать и финансировать все, что необходимо для развития СМК. Если руководитель не проникся идеями качества, не осознает необходимость построения системы, все сведется к формальной «борьбе за качество», реальных положительных результатов не будет.

3.Вовлечение сотрудников: абсолютно весь персонал образовательной организации (от руководителя до охраны) должен быть увлечен вопросами качества, каждый на своем уровне должен быть вовлечен в управление им. Руководитель должен продумать, как, кого и какими наделить полномочиями при принятии решений по вопросам качества, какую ответственность каждый сотрудник будет нести. Особенное внимание руководитель должен уделить вовлечению педагогического состава в реализацию вопросов качества. Именно педагоги непосредственно участвуют в реализации образовательного процесса, в то время как все остальные принимают опосредованное и непрямое участие. Поэтому их вовлечение в СМК является приоритетным.

4. Процессный подход: необходимо всю деятельность образовательной организации рассмотреть через процессы, заменить фрагментарность мероприятий и отсутствие взаимосвязей между направлениями деятельности единым процессным подходом. Это позволит четко увязать все виды деятельности между собой, представить весь образовательный процесс как единое целое, начиная от приема ребенка в 1-й класс до окончания школы и получения аттестата. Процессный подход позволяет учесть такие важные аспекты деятельности организации, как ориентация на конечный результат, заинтересованность каждого работника не просто в правильности выполнения своей деятельности, а в повышении качества конечного продукта всей организации, работник понимает свой вклад именно в конечный результат деятельности всех. Кроме того, при таком подходе к управлению организация способна более гибко реагировать на весь спектр как внутренних, так и внешних изменений, которые непрерывно происходят в настоящее время. Процессный подход обеспечивает возможность оптимизировать обмен информацией между функциональными подразделениями, что улучшает управляемость всей организацией. Суть процессного подхода состоит в контроле не технологии, т. е. того, как делают, а результатов работы, потому что исполнитель вправе сам выбирать технологии, которые необходимы для достижения запланированного результата. Исходя из этого, к квалификации исполнителя предъявляются повышенные требования. При процессном управлении руководитель заинтересован в достижении конечного результата. Границы между подразделениями и работниками стираются. В данной связи управление качеством образования – процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг, разработки и 6 реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами. Система управления качеством образования понимается как совокупность управляющих органов и объектов управления, функциональных регламентов, методов, средств и мероприятий, направленных на проектирование, реализацию, обеспечение и поддержание такого уровня процессов, который соответствует требуемому потребителем качеству образования.

5.Принцип системного подхода: наряду с процессным подходом необходимо применение системного подхода, где вся деятельность образовательной организации рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Следовательно, для управления качеством каждой образовательной организации необходимо выделить и описать эти элементы, определить их взаимосвязи и взаимовлияние для принятия эффективных управленческих решений. Управлять образовательной организацией нужно обязательно как системой, иначе невозможно будет достичь целей в области качества образования.

6.Принцип постоянного совершенствования: образовательная организация, как бы хорошо ни шли у нее дела, никогда не должна останавливаться на достигнутом, улучшение деятельности должно происходить постоянно. Причем осуществлять улучшения необходимо на основе анализа процессов, происходящих в ОО, а также результатов, полученных по итогам реализации процессов. Роль руководителя в улучшении деятельности –главенствующая. Обязательно нужно помнить про предупреждающие и корректирующие мероприятия, своевременное проведение которых позволит не допустить результатов низкого качества.

7.Управление на основе фактов: одним из основных принципов управления качеством является принятие управленческих решений руководителем на основе фактов, полученных по результатам анализа деятельности, документации, других источников информации, вызывающих доверие. Ни в коем случае нельзя брать за основу при принятии управленческих решений непроверенные источники информации, слухи, домыслы и даже интуицию. Только объективные данные могут показать реальную картину и привести к принятию эффективных и адекватных управленческих решений. Таким образом, система управления качеством должна содержать блоки, отражающие эффективность работы образовательной организации, а именно: стратегическое и оперативное планирование качества образования, планирование процессов, внутриорганизационную оценку, принятие решений по корректировке на основе выявленных проблем качества.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie